В 1971 году американский план построить гигантский сверхзвуковой авиалайнер провалился. Теперь, почти 50 лет спустя, в США наконец-то появляется первый сверхзвуковой самолет частной разработки. Клепальные машины, используемые для заполнения ангаров авиационных заводов оглушительным шумом. Но в ангаре Boom Supersonic в аэропорту Centennial в Денвере, штат Колорадо, почти тихо. 

Он похож на огромную лабораторию, где чистота - один из главных приоритетов. На полу нигде нет металлической стружки, никаких визжащих машин. Вместо этого преобладает работа с почти хирургической точностью, с точностью до сотых долей миллиметра благодаря лазерной калибровке. Добро пожаловать на авиазавод 21 века. 

«Мы каждый день рады видеть будущее авиации в нашем ангаре», - сказал Блейк Шолль. 39-летний мужчина является генеральным директором Boom Supersonic, технологической компании, обещающей ввести в эксплуатацию первый сверхзвуковой авиалайнер после Concorde к концу десятилетия. 

Подробнее:  Приведет ли пандемия коронавируса к нехватке пилотов?

На этой неделе Boom Supersonic отмечает самый важный день в своей шестилетней истории: презентация XB-1, получившего прозвище Baby Boom, транслировалась в прямом эфире по всему миру. Двухместная демонстрационная модель - это первый в мире сверхзвуковой самолет, построенный и финансируемый из частных источников. XB-1 имеет длину 21 метр (69 футов), размах крыла 6,40 метра и может летать двумя летчиками-испытателями со скоростью, в 2,2 раза превышающей скорость звука (2,2 Маха или около 2700 километров в час [1678 миль в час]). на расстояние до 1900 километров.

XB-1 компании Boom Supersonic, получившая название Baby Boom, в производстве.
XB-1 от Boom Supersonic, получившая название Baby Boom, в производстве

Большая часть из 160 миллионов долларов (137 миллионов евро), собранных Boom Supersonic через инвесторов, была потрачена на этот первый самолет, который должен полететь в середине 2021 года - после трехлетней задержки. Предполагается, что демонстрационный образец Baby Boom, размер которого составляет около трети от последнего авиалайнера Overture, должен проверить техническую концепцию до того, как будет построен настоящий авиалайнер. Boom видит значительную рыночную нишу для сверхзвуковых полетов, оставшуюся вакантной после окончания эпохи Concorde в 2003 году. 

Быстрее, меньше, дешевле
Благодаря передовым технологиям новый авиалайнер считается достаточно экономичным, чтобы позволить сверхзвуковые тарифы не выше, чем те, которые платят пассажиры дальнего следования в бизнес-классе сегодня. По завершении строительства американский самолет будет всего на три четверти меньше своего англо-французского предшественника. Новый сверхзвуковой авиалайнер имеет длину 51,8 метра и размах крыла 18,2 метра, что значительно меньше, чем у «Конкорда» (длина 62 метра, размах 25,5 метра). Его салон вмещает до 75 пассажиров.

Меньшие размеры Overture подпитывают надежды дизайнеров сдержать неизбежный до сих пор звуковой бум и открывать широкий спектр направлений.  

Двухместная демонстрационная модель XB-1 от Boom Supersonic - первый в мире сверхзвуковой самолет, построенный и финансируемый из частных источников.
Двухместная демонстрационная модель XB-1 от Boom Supersonic - первый в мире сверхзвуковой самолет, построенный и финансируемый из частных источников.

«Конкорд» мог летать над океанами в сверхзвуковом режиме. Boom Supersonic на данный момент предполагает, что запрет США на сверхзвуковые полеты над сушей останется в силе, хотя авиационное управление США рассматривает поправки для более тихих сверхзвуковых самолетов. 

Тем не менее, Шолль видит 500 возможных маршрутов для сверхзвуковых полетов, даже если они ограничиваются полетом над водой. Это означало бы перелеты из Лондона в Нью-Йорк за три часа 15 минут (вместо семи часов) или из Сан-Франциско в Токио всего за пять с половиной часов (вместо 11).

Одним из основных сторонников бума является Japan Airlines (JAL), которая уже внесла депозиты за 20 самолетов. Virgin Atlantic Airways Ричарда Брэнсона  также обеспечила опционы на 10 Overture путем внесения невозмещаемых первоначальных взносов в миллионы долларов. 

Генеральный директор Boom Supersonic Блейк Шолль 
Генеральный директор Boom Supersonic Блейк Шолль

Устойчивость и экологическая приемлемость были ключевыми факторами с самого начала, поскольку все самолеты Boom летают исключительно на биотопливе. Вторая американская компания, Aerion Supersonic, Beyond Boom Supersonic также стремится к середине десятилетия поднять в воздух собственный сверхзвуковой 12-местный бизнес-джет и добивается не менее заметного прогресса.

Сделано в Америке
Тот факт, что первые и единственные сверхзвуковые авиалайнеры начала 21 века, наконец, могут быть родом из США, означает, что история проходит полный круг, помогая американцам преодолеть национальную травму. Хотя Соединенные Штаты лидировали в области гражданской авиации на протяжении десятилетий, их согласованные усилия не смогли вывести на рынок гигантский сверхзвуковой авиалайнер в 1960-х годах.

В июне 1963 года президент Джон Ф. Кеннеди заявил, что «правительство должно немедленно начать новую программу в партнерстве с частным сектором для разработки в кратчайшие практические сроки прототипа коммерчески успешного сверхзвукового транспорта, превосходящего тот, который строится в любом другом графстве США Мир."

Подробнее :  Airbus обретает форму самолета с водородным двигателем

Фоном была так называемая космическая гонка с Советским Союзом, который в то время работал над аналогичным проектом. 31 декабря 1968 года Советскому Союзу это удалось, став первой страной в мире, запустившей сверхзвуковой транспорт.

Туполев Ту-144 совершил свой первый полет на несколько месяцев раньше англо-французского «Конкорда». Тем не менее, в то время как западноевропейский сверхзвуковой авиалайнер стал техническим триумфом 1960-х годов, его советский аналог так и не достиг необходимой эксплуатационной зрелости и был списан в 1977 году.

Деревянная модель сверхзвукового проекта Boeing 2707, которая так и не оторвалась от земли
Деревянная модель сверхзвукового проекта Boeing 2707, который так и не стартовал

В США выяснилось, что Boeing и правительство в конечном итоге хотели слишком многого. Концепт представлял собой сверхзвуковое «чудовище» - как назвал его в своих мемуарах знаменитый британский летчик-испытатель «Конкорд» Брайан Трубшоу - более чем на 30 метров длиннее, чем «Конкорд», перевозивший почти 300 пассажиров и достигавший почти в три раза большей скорости звука. Он остановился, когда Конгресс отказался от дальнейшего финансирования в 1971 году. 

Этот проект, получивший название Boeing 2707, был поставлен слишком высоко, слишком рано в то время, когда многие из необходимых технологий не были достаточно зрелыми для регулярного использования. В конце концов, более миллиарда долларов (более 6,5 миллиардов долларов в сегодняшних деньгах) было вложено в предполагаемый самолет - результат: не что иное, как полномасштабный деревянный макет.

«США потратили больше денег - и закончили ни с чем - чем когда-либо были потрачены на Concorde», - заключил Брайан Трубшоу.

Этот инцидент должен послужить предостережением для Boom Supersonic и других, как наглядный пример того, как  не подходить к такому проекту.