Ссора находится в центре внимания, поскольку ВТО разрешает ЕС устанавливать тарифы на товары из США на миллиарды долларов. DW рассматривает дело 16-летней давности, в котором два союзника дрались из-за субсидий на самолет. О чем спор?
Европейский Союз и Соединенные Штаты заявляют, что производители самолетов друг друга несправедливо субсидируются.

Именно США впервые подали иск во Всемирную торговую организацию (ВТО) в 2006 году, утверждая, что Airbus, которая совместно принадлежит Германии, Франции, Испании и британской BAE Systems, получила 22 миллиарда долларов (19,4 миллиарда евро) в виде незаконных субсидий. . По оценкам официальных лиц США, экономическая выгода от субсидий составила более 200 миллиардов долларов.

ЕС ответил встречным иском, заявив, что Boeing получила 23 миллиарда долларов в виде «искажающих торговлю» субсидий в США в основном на свои исследовательские и опытно-конструкторские проекты. 

Что нашла ВТО?
На протяжении многих лет ВТО постановила, что обе стороны несправедливо субсидируют своих авиастроителей.

В 2018 году апелляционный орган ВТО оставил в силе постановление 2016 года о том, что ЕС поддержал Airbus субсидированными кредитами на разработку новых самолетов - A380 superjumbo и A350 с двумя проходами. Всемирная организация также обнаружила, что ссуды, которые подлежали погашению при доставке, были незаконной помощью.

В прошлом году ВТО одержала победу над ЕС в ответном деле, заявив, что выгодные американские условия контрактов и налоговые льготы для Boeing нанесли ущерб продажам Airbus. Интересно, что и США, и ЕС заявили о своей победе, услышав решения.

Принимая решение по запросу США о санкциях, ВТО в октябре 2019 года разрешила США вводить тарифы на товары из ЕС на сумму до 7,5 миллиардов долларов, что является крупнейшей наградой в истории торговой организации, но намного ниже запроса США. Торговое бюро США оценило ущерб от субсидий ЕС для Airbus в торговле в 11 миллиардов долларов ежегодно. 

Теперь, год спустя, ВТО разрешила ЕС ввести тарифы на сумму 4 миллиарда долларов на товары из США. Эта цифра не соответствует оценке ЕС в 12 миллиардов долларов ущерба, нанесенного Airbus в результате поддержки Boeing США. 

Как отреагировали ЕС и США?
После получения награды в размере 7,5 миллиардов долларов США ввели дополнительные пошлины в размере до 25% на некоторые продукты из ЕС и Великобритании, от самолетов до сладкого печенья и сыра до вин.

У Вашингтона есть возможность периодически изменять список целевых товаров, и он уже дважды пересматривал его, чтобы оказывать давление на своих трансатлантических торговых партнеров.  

ЕС подготовил собственный список американских товаров на сумму 20 миллиардов долларов для противодействия. В список входят самые разные товары: от самолетов до химикатов и от цитрусовых до кетчупа. 

Можно ли достичь перемирия?
Эксперты говорят, что премия в размере 4 миллиардов долларов для ЕС может, наконец, заложить основу для переговоров между двумя сторонами, особенно в то время, когда пандемия коронавируса сеет хаос в мировой экономике, а авиационный сектор является одним из наиболее пострадавших. 

Пока обе стороны обвиняют друг друга в том, что они не проявляют никакого интереса к переговорам по урегулированию спора.

Ранее в этом году США отменили льготную ставку налога для аэрокосмической промышленности, чтобы соответствовать правилам ВТО. В нем говорится, что у ЕС нет веских оснований для ответных мер против каких-либо американских товаров после отмены субсидии.

В июле Airbus, со своей стороны, согласился изменить условия возмещаемой стартовой помощи, предоставленной Францией и Испанией для разработки самолета A350. Европейская комиссия заявила, что изменения означают, что блок полностью соблюдает постановления ВТО в споре и что у США нет оснований для продолжения контрмер в отношении экспорта из ЕС.