Поскольку Германия планирует перейти к низкоуглеродной экономике, эксперты спорят, следует ли заменить огромный импорт ископаемых углеводородов импортным возобновляемым водородом или вместо этого полностью полагаться на водород, произведенный в Германии. Йорг Штайнбах, 64 года, является министром экономики, занятости и энергетики земли Бранденбург, региона, который окружает Берлин, но не включает его. До этого Штайнбах, инженер-химик, восемь лет проработал президентом технических университетов Бранденбурга и Берлина. Этой осенью Бранденбург разрабатывает новую водородную стратегию под его энтузиазмом.

«Водород станет главной особенностью низкоуглеродной экологически чистой энергетики, которую мы должны построить в ближайшие годы. Он будет выполнять несколько функций: приводить в действие тяжелые транспортные средства, корабли, поезда, в конечном итоге, возможно, и самолеты. Он может заменить природный газ «Он может заменить уголь в сталеплавильном производстве», - сказал Штайнбах DW. 

Подробнее: К  чему столько шума из-за водорода?

Штайнбах сказал в Германии, что чистая энергия будет поставляться в основном в двух формах: во-первых, электричество, производимое с помощью энергии ветра и солнца, и, во-вторых, газообразный водород, производимый с использованием возобновляемой электроэнергии для разделения воды на кислород и водород.

Таким образом, водород является способом хранения энергии, «энергоносителем», а не первичным источником энергии.

С момента вступления в должность в 2018 году Штайнбах настаивал на том, чтобы его штат стал лидером чистых технологий - и с  гигантской новой гигафабрикой Tesla, строящейся на окраине Грюнхайде, деревни в Бранденбурге к юго-востоку от центра Берлина, он добился довольно хороших результатов. Начало.

Йорг Штайнбах, министр экономики, занятости и энергетики земли Бранденбург
Штайнбах: «Водород станет важной чертой низкоуглеродной экологически чистой энергетики»

Множество регионов соперничали за право принять у себя первый завод электромобилей Tesla в континентальной Европе. Бранденбург выиграл приз, чему способствовал тот факт, что Илон Маск, исполнительный директор Tesla, высоко ценит немецкую инженерию. Он часто говорил, что любит Германию в целом и Берлин в частности. И теперь первоначальные инвестиции Tesla в Германии побуждают компанию делать дополнительные инвестиции и в другие технологии .

Водородные стратегии в разработке
Штайнбах ухмыльнулся, когда его спросили, надеется ли он убедить дополнительные компании, занимающиеся чистыми технологиями, создать гигантские фабрики в Бранденбурге, но он уклонился от подробностей. «Наша работа над водородной стратегией находится на ранней стадии. Мы рассматриваем множество вариантов применения», - сказал он DW.

Германия заинтересована в оснащении локомотивов водородными топливными элементами на железнодорожных линиях, которые еще не электрифицированы, и поддерживает разработку новых двигателей с водородными топливными элементами для тяжелых грузовиков. Возобновляемый водород будет играть растущую роль в качестве сырья для химической промышленности в будущем и, как ожидается, постепенно заменит коксующийся уголь в сталеплавильном производстве. В разработке находятся даже  летательные аппараты с водородным двигателем , хотя потребуется много лет, прежде чем они станут коммерчески доступными.

Водород также можно закачивать в существующие трубопроводы природного газа и использовать для отопления зданий, хотя характеристики водорода по сравнению с метаном, основным компонентом природного газа, означают, что существуют пределы того, сколько водорода можно добавить в существующую газовую сеть без вызывая технические проблемы. Но «эти проблемы можно решить, заменив часть оборудования», - сказал Штайнбах.

Смотреть видео03:33
Могут ли стать реальностью «водородные города»?
Земля Бранденбург - не единственное место, где разрабатывается водородная стратегия. Она есть в Германии в целом и в Европейском Союзе. Ключевой вопрос для Германии и Европы - откуда возьмется водород в будущем с нулевыми выбросами . Будет ли он производиться внутри страны или импортироваться из-за границы?

Вероятный ответ: оба. Петер Альтмайер, министр экономики и энергетики Германии,  поддержал импорт водорода, а также его внутреннее производство.

Электронное топливо от ветра и солнца
Йорг Штайнбах сказал DW, что ему не очень нравится, когда Германия импортирует водород. Он хочет, чтобы это производилось внутри страны. Ключевой вопрос, однако, заключается в том, будут ли немцы сопротивляться тому, чтобы увидеть гораздо больше ветряных турбин и солнечных панелей, настроенных для обеспечения огромного количества дополнительной электроэнергии, которая потребуется, поскольку автопарк и сектор отопления зданий будут все больше электрифицироваться в ближайшие два года. десятилетия.

Альтернатива есть. В середине 2000-х годов исследовательская группа немецкого аэрокосмического агентства DLR подсчитала, что покрытие солнечными тепловыми электростанциями эквивалентно 1% площади пустыни Сахара позволит выработать достаточно электроэнергии, чтобы обеспечить энергией весь мир для всех. целей. Консорциум немецких компаний запустил проект под названием Desertec, чтобы реализовать это видение.

Подробнее:  Может ли мегаполис Марокко возродить мечты о солнечной Сахаре?

Крыша, заполненная солнечными батареями 
Могут ли немцы жить со всеми солнечными панелями, необходимыми для подачи огромного количества дополнительной электроэнергии?

Но с годами цена на солнечные фотоэлектрические панели упала настолько резко, что установка солнечных панелей в Германии стала дешевле, чем импорт солнечной энергии из Северной Африки, несмотря на более облачное небо в Германии - для производства внутренней солнечной энергии не требуется строительство на больших расстояниях. линии передачи. С тех пор проект Desertec исчез из поля зрения.

Майкл Стернер, профессор инженерных наук из Баварии, который является экспертом по «системам преобразования энергии в газ» для производства чистого водорода из возобновляемых источников энергии и воды, считает, что Германии в конечном итоге потребуется импортировать чистую энергию из-за границы, особенно в виде синтетической жидкости. топливо.

«Имеет смысл изначально производить водород на региональном уровне, как намеревается делать штат Бранденбург. Создание стоимости и рабочие места создаются на местном уровне - круговая экономика усиливается», - сказал Стернер DW. «Однако я думаю, что нам также нужно будет импортировать водород или низкоуглеродистое жидкое топливо, изготовленное из него».

Стернер отметил, что Германия в настоящее время импортирует около двух третей своей  первичной энергии , почти все это в виде ископаемого топлива, и поэтому «если мы будем разрабатывать зеленые технологии на экспорт, а затем импортировать зеленую энергию, произведенную с помощью этого оборудования, это будет выигрыш. - выигрыш для всех - эта торговля сокращает наш профицит экспорта и является более устойчивой, чем старая система ископаемого топлива ».

Под экологичными технологиями Штернер понимает, например, заводы и станки для производства фотоэлектрических элементов и панелей или ветряных турбин; оборудование для крупномасштабного электролиза воды для получения газообразного водорода; и фабрики Фишера-Тропша по производству синтетических жидких углеводородов с использованием возобновляемой электроэнергии в качестве источника энергии.