Могущественные автомобильные боссы Германии привыкли к более теплым встречам при встрече с канцлером. На автомобильном саммите на этой неделе Ангела Меркель проигнорировала их ухаживания и держала свой кошелек крепче - хороший знак, говорит Хенрик Беме. Лидеры немецкого автопрома знают, как немного выкручивать руки, когда они добиваются благосклонности правительства. Практически обычным образом они вызовут угрозу массовой потери рабочих мест, если, например, в отрасли ударит экономический спад или Европейская комиссия снова продемонстрирует некоторую решимость снизить пороговые значения выбросов CO2.

Результатом часто была либо новая программа «деньги за драндулет» для стимулирования продаж автомобилей, либо заверения правительственных лидеров всех политических взглядов в использовании своего влияния в Брюсселе, чтобы продвигать политику, которая в большей степени отвечает особым интересам автопроизводителей.

Но времена меняются, и позвольте добавить - наконец-то.

После последнего автомобильного саммита - термин, который сам по себе показывает шумиху вокруг «саммита», которая некоторое время захлестывала канцелярию канцлера Германии, - автомобильные боссы ушли домой с пустыми руками, лишь с вялым обещанием, что правительство создаст рабочую группу. изучить свои проблемы.

Главной целью группы будет изучение «рыночно-ориентированных концепций» того, как увеличить капитал поставщиков автомобильной промышленности во время текущего спада, вызванного вирусами.

Поставщики в фокусе
Есть два аспекта, которые меня больше всего удивляют в целях, поставленных перед рабочей группой.

Хенрик Бёме из DW
 

Во-первых, упор на рыночную ориентацию. Глядя на многомиллиардные программы поддержки, выделенные правительством для преодоления разрушительных последствий кризиса COVID-19, я почти почувствовал, что старая плановая экономика Восточной Германии вернулась в Германию.

Во-вторых, новое внимание правительства к поставщикам, которое, похоже, означает отход от поддержки в первую очередь крупных производителей в прошлые кризисы.

Огромная армия малых и средних компаний (МСП) Германии, которая обеспечивает стабильные поставки запчастей для Big Auto, действительно заслуживает того, чтобы стать центром поддержки, потому что многие из них находятся под угрозой краха под тяжестью экономического спада.

На них также тяжело давит бремя продолжающейся автомобильной революции, вынуждающей всю отрасль перейти от двигателей внутреннего сгорания к альтернативным режимам вождения. Компания, которая десятилетиями производила мотоблоки, больше не нужна в зарождающуюся эру автомобилей с батарейным питанием.

Более того, тяжелое положение поставщиков не является чем-то новым для отрасли, где крупные производители используют все доступные средства, часто очень несправедливые, чтобы выжать как можно больше евро из своих цепочек поставок, чтобы сократить лучшую маржу.

Машин и машин
Нельзя отрицать, что автомобильная промышленность Германии чрезвычайно важна для страны и благополучия ее граждан. Но так же верно и то, что отрасль разжирела в своей зоне комфорта, поскольку она работает в иллюзии, что продажи и прибыль постоянно растут.

Но снаружи, на большом расстоянии, многие новые  соперники , над которыми поначалу смеялись, теперь быстро приближаются и задают тон и темп новой эры автомобилестроения. Что еще хуже, большая часть безупречного имиджа немецких автопроизводителей растаяла, как снег на солнышке, на фоне серии скандалов, таких как  дизельные ворота VW. Обман и обман явно больше не нужны в канцелярии канцлера.   

Позиция во втором по величине промышленном секторе Германии, машиностроении и электротехнике, прямо противоположна позиции автопроизводителей. Хотя кризис с коронавирусом также сильно пострадал, вы не слышите призывов к правительству финансировать льготы для клиентов, которые хотят заменить свои старые машины.

Ожидается, что продажи в этом секторе упадут на 17% в этом году, и там также будет много рабочих мест. Но, как и раньше, почти не видно, чтобы представители отрасли лоббировали на пороге канцлера.

Долгосрочные государственные деньги никому не помогают
В условиях этого кризиса немецкое государство копается в своих карманах, чтобы поддержать экономику, выделяя миллиарды евро как на бюджетные стимулы, так и на прямую государственную помощь. Автопроизводители страны получают около 2 миллиардов евро (2,36 миллиарда долларов) в рамках специальных программ, направленных на развитие инновационных технологий. Кроме того, переходу отрасли на электромобили способствуют крупные государственные инвестиции в отечественное производство аккумуляторов.

Поэтому немецкие автомобильные боссы должны сдерживаться в своих требованиях увеличения государственных денег. В конце концов, это может создать нечестивую зависимость и совсем не поможет им.

Судьба тяжелой угольной промышленности должна служить в качестве графического напоминания хозяйствующих тупиков государственных субсидий могут привести к. Десятилетия щедрой государственной поддержки, возможно, помогли тысячам горняков достичь пенсионного возраста, но реальные структурные изменения в горнодобывающем центре региона Рурской долины так и не принесли успеха.

И поэтому следует приветствовать тот факт, что правительство хочет продвигать рыночные решения текущего кризиса и, по-видимому, больше не преследует социалистическую идею о превращении государства в акционера частных компаний через финансируемый государством фонд. Эта концепция была предложена альянсом социал-демократов, зеленых и профсоюзных боссов Германии, но во вторник была отклонена. Мне не терпится узнать, что будет дальше за столом переговоров, когда канцлер Ангела Меркель созовет саммит.